Solva.kz App

4,8
Скачать

Solva в МСБ. О развитии компании в сегменте

Микрофинансовая компания Solva («ОнлайнКазФинанс») в 2021 году активно вышла в сегмент МСБ. С чем связано такое решение, на какие конкурентные преимущества они опирались и что мешает дальнейшему росту кредитования МСБ?

Основное достижение Solva в 2021 году – успешный выход и закрепление в сегменте кредитования микро- и малого бизнеса. На сегодняшний день порядка 25 тыс. малых и микропредпринимателей являются нашими активными клиентами.

С чем связано наше решение сфокусироваться на кредитовании МСБ? В пандемию и сразу после нее произошел существенный скачок потребкредитования, превзошедший все ожидания. Но за скачком, как это обычно бывает, следует сокращение, что сейчас и наблюдается. Поэтому своевременный уход в более перспективный клиентский сегмент был логичным стратегическим решением. Что еще более важно для нас – кредитование МСБ резонирует с макроэкономической политикой государства, направленной на поддержку МСБ. Все говорит о том, что в РК есть фокус на развитие МСБ. На потенциал роста указывают такие параметры, как доля МСБ в ВВП (почти 35%) и доля МСБ в общей занятости (около 40%). Есть куда расти.

Успехи Solva в сегменте кредитования МСБ обеспечили два наших ключевых конкурентных преимущества, которые мы нарабатывали долгие годы. Первое преимущество в области экспертизы в риск-менеджменте, которую не встретишь у многих МФО и даже у некоторых банков. За восемь лет работы мы проскорили около 3,5 млн казахстанцев. Внушительный объем данных (если знать, что это порядка 35% казахстанцев с юридической возможностью пользоваться банковскими продуктами) позволяет нам строить современные, адаптивные модели управления риском. А зачастую кредитный профиль микропредпринимателя похож на профиль заемщика физического лица.

Второе конкурентное преимущество – гибкость и скорость внедрения IT-разработок. В нашей компании треть сотрудников занимаются либо риск-менеджментом, либо IT-разработками. Большой процент даже по сравнению с бенчмарками рынка. Более того, поскольку мы являемся частью международной группы с бизнесом в Испании и Мексике, постоянно происходит обмен знаниями и опытом среди наших IT-специалистов. Синергия от разработок и внедрений IT-решений в разных странах заключается в том, что мы получаем лучшие практики, повышаем скорость цифровой трансформации и снижаем стоимость продукта.

Перечисленные выше два наших основных преимущества позволяют нам на выходе предлагать клиенту быстрое и удобное оформление займа. Особенно это важно для малых и микропредпринимателей – обычно деньги им нужны «еще вчера».

Скорость – наша первая «фишка», которая является следствием развитой модели риск-менедж­мента и гибких IT-решений. Это идет вразрез с устоявшейся практикой, когда микропредприниматель не воспринимает банки как источник пополнения оборотного капитала, равно как банк не считает микропредпринимателя полноценным бизнесом и предъявляет ему точно такие же требования по сбору документов, какие есть к среднему и/или крупному бизнесу. А микропредпринимателю, проходя стандартную банковскую процедуру, приходится ждать несколько недель. Эту проблему мы решаем в Solva.

В Solva микропредприниматель может получить деньги за 24 часа – и это для нас долго. Подача заявки и принятие решения по кредиту занимают не более семи минут. Процедура растягивается на этапе получения денег: МФО не разрешено открывать счета, поэтому клиент ждет поступления денег на свой банковский счет.

Вторая наша «фишка» – удобство. Мы не требуем кипу бумаг, которые запрашивает банк. Сейчас все оцифровано, и практически нет ни одного предпринимателя, который не имел бы цифрового следа. Нам для полной картины не хватает истории банковских операций предпринимателя. Пока в Казахстане не разрешен законодательно доступ к транзакционным данным с согласия клиента. Тем не менее наша IT-система умеет распознавать любую банковскую выписку, будь то в формате PDF, фотография или сканированный вариант. По сути, выписка – единственный документ, запрашиваемый нами от клиента и который он может быстро скачать в банковском приложении и загрузить в наше.

Третья наша цифровая «фишка» – гибкость продуктового предложения, которая достигается за счет собранного нами огромного количества скоринговых данных. И мы, понимая риски заемщика, предлагаем ему подходящий финансовый продукт. И главное – заем предоставляется без залога. Залоговое кредитование – традиционный и понятный формат для банков, зачастую следствие legacy-систем управления рисками. Но мы научились работать с предпринимателями, не вынуждая их предоставлять залог.

Дальнейшее развитие сектора МФО осложнено регуляторным арбитражем и ограниченным набором источников фондирования. Регуляторный арбитраж – это асимметрия регулирования между МФО и БВУ, которая создает нерыночные условия конкуренции между БВУ и МФО. МФО не могут открывать текущие счета и оказывать услуги РКО, не имеют прямой доступ в КЦМР, не имеют комиссионный доход. Глобально при этом мы видим тренд на усиление роли небанковских компаний в оказании всех видов финансовых услуг. Например, наш небанковский кредитный бизнес в Испании сейчас проходит процедуру получения лицензии E-money license, благодаря которой мы сможем получать доступ к транзакционным данным с согласия клиентов, открывать счета и самостоятельно выпускать карты.

Регуляторный арбитраж усиливает и без того тяжелые условия привлечения фондирования для МФО. МФО в Казахстане могут рассчитывать на собственный капитал, облигационные займы и в очень ограниченном объеме на банковские займы. И сейчас мы видим, если не сказать кризис, то сжатие ликвидности. Ограниченность источников фондирования для МФО отражается на наших клиентах – микропредпринимателях в городе и на селе. Мы вынуждены ограничивать предложение ликвидности и закладывать высокую стоимость фондирования в ставке для заемщика. Если эффект регуляторного арбитража будет уменьшен, расширены источники фондирования, а МФО разрешат трансформировать в БВУ, то наши клиенты – малые и микропредприниматели – смогут получать большую ликвидность для развития их бизнеса и под более низкий процент. А это именно те предприниматели, которые долгое время оставались вне фокуса банков, но а МФО научились работать с ними.

Источник: Курсив